Алфавитный указатель видов боевых искусств

 

Мотобу-рю каратэ

Мотобу-рю каратэ

Школу Мотобу-рю («Мотобу-ха Косё-рю кэмпо-каратэ») создал легендарный окинавский боец Мотобу Тёки (1871 — 1944).

Он родился в Сюри, древней столице Окинавы, в семье влиятельногоаристократа Мотобу Ясуси (или Мотобу Томура). Его отец был мастеромкаратэ и секретной системы боя королевской семьи Удон-тэ (илиГотон-тэ). Все три его сына — Тёю (умер в 1936 г.), Тёсин и Тёки —занимались каратэ с детства. Однако основное внимание отец уделялстаршему сыну и наследнику Тёю. Его одного отец обучал секретамУдон-тэ, он занимался у лучших наставников каратэ, в частности, увеликого Мацумуры Сокона.

Тёки повезло меньше. Родители уделяли ему мало внимания, не заботилисьоб образовании и воспитании. Так, он плохо знал японский язык. С раннихлет мальчик был предоставлен самому себе. Старшие братья тожеотносились к нему с пренебрежением и были не прочь опробовать намладшем изученные приемы каратэ. Все это предопределило характер Тёки.Он рос замкнутым, жестоким человеком, верил только в силу и плеватьхотел на общепринятые стандарты поведения.

Мотобу решил стать самым великим бойцом, чтобы никто не мог его унизитьили причинить ему вред. Поскольку отец не хотел (или не мог) нанять длянего учителя, Тёки стал тренироваться самостоятельно. Он часами наносилудары по макиваре (1000 ударов ежедневно), много занималсяобщефизической подготовкой. Довольно быстро он закалил свое тело,развил силу и прыгучесть.

Вскоре Тёки стал давать жестокий отпор всем обидчикам. Очень быстро заним закрепилась репутация драчуна и задиры. Тогда отец, опасаясь, чтоиз сына вырастет преступник, решил отдать его в ученики к кому-нибудьиз мастеров каратэ. Первым из них оказался знаменитый мастер стиляСюри-тэ Итосу «Анко» Ясуцунэ (1830—1915). Однако обычные тренировки егоне вполне устраивали, он хотел проверять свои умения на практике. Впоисках приключений Тёки отправлялся в квартал развлечений портовогогорода Наха, кишевший пьяными матросами, ворами, грабителями,сутенерами и т.д. Драки там происходили часто, и юноша не упускалслучая, чтобы участвовать в потасовках. В схватках с шайками местныхдрачунов он набирался опыта, проверял полученные знания, оттачивалприемы. Будучи не по годам мускулистым и обладая к тому же довольновысоким для окинавцев ростом (160 см!), Мотобу, как правило, легкоодолевал всех соперников, но изредка получал и сам, нарвавшись насерьезного противника.

В додзё Итосу Тёки вел себя заносчиво, бравируя силой и опытом реальныхпоединков. Впрочем, здесь имелись люди, способные поставить его наместо, например, сэмпай мастера Итосу, Ябу Кэнцу (1863—1937). Ябу впоединках всегда побеждал Мотобу, но подробности этих схваток намнеизвестны. Итосу Ясуцунэ относился к уличным похождениям Мотобу крайненеодобрительно. Как и большинство наставников того периода, в каратэ онвидел средство самосовершенствования, укрепления духа и тела,формирования характера, а не победы в уличных драках. Поэтому послеодного из уличных побоищ, окончившегося плачевно для несколькихпротивников Мотобу, он выгнал последнего из своего зала, навсегдазакрыв дорогу назад.

После этого Тёки некоторое время занимался в додзё мастера Сакума инекоторых других сэнсэев, но отовсюду его в конце концов изгоняли.Самое большое влияние на Мотобу Тёки оказал ныне почти забытый великиймастер стиля Томари-тэ Мацумура Косаку (1829—1898). Хотя у Тёки быласкандальная репутация, Мацумура согласился принять драчуна и негодникав ученики, заручившись обещанием, что тот больше не будет встревать вдраки.

Однако Мотобу своего обещания не сдержал: его все время тянуло вкакое-нибудь злачное место, чтобы проверить новый прием на первомпопавшемся забулдыге. Кроме того, он затевал драки с бойцами разныхшкол. Отличаясь большой силой, Мотобу жестоко избивал своихпротивников, и никто не мог найти на него управы. Вскоре при первом жепоявлении Мотобу все бросались врассыпную и прятались по углам. Вглазах большинства окружающих он выглядел настоящим монстром, и слухи онем как о полубезумном свирепом дикаре получили широкое распространение.

Между прочим, судя по фотографиям мастера, снятым в 1920-е и 30-е годы,он отнюдь не был гигантом: он выглядит ниже некоторых своих партнеров.Зато в весе его преимущество вполне очевидно: Мотобу Тёки весил около90 кг! Правда, все эти фотофафии были сделаны, когда ему перевалило за50 лет и он прилично растолстел.

Стиль каратэ Мотобу Тёки

Побывав в додзё у десятка ведущих мастеров окинавского каратэ и имея заплечами колоссальный опыт уличных драк, Мотобу разработал собственныйстиль ведения боя, хотя никогда не претендовал на официальнуюрегистрацию своей школы в Бутоку-кай.

Он использовал естественные высокие стойки, часто выполнял блоки иудары без отдергивания второй руки к бедру (хики-тэ). Мотобу держал этуруку выставленной вперед для обеспечения защиты, кроме того, он считал,что из такого положения ее легче «ввести в бой». Основное вниманиеМотобу уделял защите и поражению центральной линии тела. Основным егооружием были мощные удары руками, прямые (сэйкэн-дзуки) и хлестытыльной стороной кулака (уракэн-ути), различные удары локтем, а такжеуколы и тычки выдвинутым вперед суставом указательного пальца(кэйкокэн, иппонкэн). Нагаминэ Сёсин утверждает, что кэйкокэн был самойлюбимой техникой Мотобу. По его словам, мастер отрабатывал этот удар намакиваре, нанося удары в полную силу. На основании своего огромногоопыта реальных боев, он пришел к выводу, что обычный кулак в ближнембою не всегда позволяет «уложить» противника, зато удар кэйкокэн в этойситуации чрезвычайно эффективен.

Основную массу ударов Тёки наносил выставленной вперед рукой. Внекотором смысле подобная техника была новой ддя окинавского каратэ,где традиционно переднюю руку применяли для блокировки, а заднейнаносили мощные удары. Мастер утверждал, что главное в бою — скорость,а поскольку передняя рука ближе к противнику, она быстрее достигаетцели и посему должна атаковать.

В защите Тёки использовал приемы накрытия рук противника с«прилипанием» и переходом к контролю, применял различные захваты.Вообще захваты, судя по всему, были одним из его коньков, и он активноиспользовал их, чтобы «натягивать» противника на удар.

Удары ногами в стиле Мотобу играли второстепенную, но все же немалуюроль. Ногами (стопой и коленом) он бил исключительно в колено, пах иживот. Эти его удары обладали большой силой. По свидетельствуочевидцев, в одном из поединков он, словно спичку, одним легким«щелчком» сломал противнику ногу.

Мишенями для его ударов служили не только лицо и туловище, но также пах(одним из излюбленных приемов бойца был захват мошонки с последующимрывком, в результате которого жертва рисковала лишиться половыхорганов) и колени.

Характерной чертой стиля Мотобу, отличающей его от всех других стилейкаратэ, был акцент на одновременном использовании двух рук, или руки иноги. Блок и удар не разделялись на два действия, а выполнялисьодновременно. За счет этого достигался выигрыш времени и внезапностьконтратаки.

Еще один важный момент — отработка не одиночных действий, а комбинаций.Базовые парные упражнения стиля Мотобу представляют фрагменты поединка,в котором бойцу приходится отражать комбинированную атаку противника,состоящую из ударов по разным уровням, и самому преодолевать череду егоблоков.

Огромное значение Мотобу придавал общефизической тренировке. Во-первых,это работа на макиваре (напомним, 1000 ударов ежедневно). Во-вторых,силовые упражнения. Он укреплял руки традиционными окинавскимигантелями и булавами. Помимо этого, ежедневно поднимал на плечи каменьвесом около 70 кг. В-третьих, прыжки вверх, например, с улицы на крышуневысоких окинавских жилищ.

Несмотря на то, что стиль Тёки был ориентирован исключительно нареальный бой, он не отказался от использования ката. Среди них он особовыделял ката Найхантин (Тэкки). По сути, именно из этого ката родилсявесь стиль великого мастера. И в этом — специфика подхода Мотобу: онрассматривал ката не как набор конкретных приемов, а как совокупностьидей. Поэтому, демонстрируя ката, он не стремился к точномувоспроизведению позиций, легко менял углы, стойки, порядок действий.

Мотобу в Японии

В 1921 г. Мотобу переехал в Японию и поселился в Осака. Он был первымиз окинавских мастеров каратэ, выехавших за пределы острова (Мотобупочти на год опередил Фунакоси Гитина). Однако он уехал в метрополию впоисках заработка, а не для преподавания каратэ.

Примерно через два года он познакомился с наставником дзюдо по имениДои. На того его мастерство произвело большое впечатление, и он сталподталкивать Мотобу открыть обучение каратэ. Тогда окинавец началдавать уроки в районе городов Кобэ и Осака, однако дела у него шлиневажно.

Широкую известность Мотобу обрел благодаря победе над заезжим боксером,о чем сообщил всей стране в сентябре 1925 г. популярный журнал «Кингу»,имевший более чем миллионный тираж. Правда, несмотря на статью вжурнале, подробности поединка неизвестны, и существуют нескольковерсий. В самом общем виде дело было так.

В 1921 г. в Киото приехала грулпа иностранных боксеров(предположительно, американских), которая бросила вызов всем желающим.Подобные матчи в Японии были тогда нередки. Как правило, иностраннымбоксерам и борцам противостояли дзюдоисты и последователи дзю-дзюцу.Публика воспринимала эти поединки с огромным интересом. Пораженияяпонских бойцов становились причиной жесточайшего разочарования иобиды, а победа возносила их в ранг национальных героев. Именно поэтомумалозначительный эпизод победы окинавского каратиста над боксеромвызвал большой резонанс.

Рассказ об этом «эпическом» бое в журнале «Кингу» выдержан в традицияхэпического жанра. Сначала «гады» побили «наших»: боксер запросторазделался с несколькими дзюдоистами и, обнаглев вконец, бросил вызоввсем присутствовавшим. Тогда на сцену поднялся неизвестный мастер «изнарода», который защитил «попранное национальное достоинство».

Как именно он это сделал, разные источники рассказывают по-разному.Журнал сообщал, что боксер рухнул без сознания, пропустив мощный удароснованием ладони в подбородок снизу вверх. Нагаминэ Сёсин, основательшколы Мацубаяси-рю и один из учеников Мотобу, утверждал, что, пособственным словам учителя, тот нокаутировал противника в 3-м раундеударом в висок. Оята Сэйю, современный эксперт Окинава-кэмпо, говорит,что Мотобу выиграл бой ударом ноги в живот и добил его ударом ребромладони по шее. Несомненно одно: Мотобу Тёки действительно выиграл этотбой и выиграл его довольно легко, чем поразил всю присутствовавшуюпублику и в одночасье стал национальным героем.

В 1927 г. Тёки переехал в Токио, где, как ему казалось, организоватьобучение каратэ было проще. Однако это многообещающее место было ужезанято: в Токио «трудился» Фунакоси Гитин, знакомый Мотобу еще поОкинаве. Отношения между ними сложились самые плохие. Каждый считал,что только он достоин представлять окинавское каратэ в Японии, иуказывал на недостатки соперника. Фунакоси был эстет, прекраснообразованный человек, он называл Мотобу невежей, не способным осознатьподлинную сущность и назначение каратэ. Мотобу именовал Фунакоси«танцором» и «игроком на сямисэне» (струнный музыкальный инструмент),ничего не смыслящим в каратэ.

Точных сведений, во что вылились «разборки» между Мотобу и Фунакоси унас нет. По свидетельству Кониси Ясухиро, когда Мотобу и Фунакосинаконец встретились, они стали обсуждать достоинства и особенностиразличных приемов, при этом Фунакоси оказался совершенно беспомощнымперед ударами Мотобу, который «сносил» его с ног раз за разом. Тот жеКониси рассказывает, что в каратистских кругах Токио ходили слухи,будто бы Мотобу, в конце концов, вызвал Фунакоси Гитина на поединок иразгромил его наголову. В решающий момент боя он сбил противникаподсечкой на пол и мгновенно продолжил атаку ударом кулака, которыйостановил в нескольких миллиметрах от лица Фунакоси, нагляднопродемонстрировав свое абсолютное превосходство.

Большинство историков каратэ согласны в том, что если подобный поединокдействительно состоялся, победу со 100% вероятностью одержал Мотобу. Заэто говорит многое. Так, Мотобу имел значительное превосходство в росте(порядка 10 см) и весе. Кроме того, у Фунакоси не было никакого опытареальных боев.

Тем не менее, Фунакоси все же удалось удержать «лидерство в каратэ» втокийском регионе. Он сумел выработать стройную систему обучения, ввелсистему поясов. Кроме того, у него были очень энергичные и влиятельныедрузья, например, основатель дзюдо Кано Дзигоро, бывший губернаторОкинавы адмирал Ясиро Рокуро, граф Гото Симпэй и другие. У Мотобу такихпокровителей не было никогда.

Несмотря на соперничество с Фунакоси и его учениками, в Токио Мотобувсе же нашел некоторую поддержку. Его ближайшим помощником и ученикомстал Кониси Ясухиро. Этот человек обладал высокими данами в дзюдо икэндо, имел собственное додзё, являлся одним из лучших учениковФунакоси. В то же время Кониси проявлял большой интерес к сугубоприкладным аспектам боевых искусств, поэтому в его додзё частовстречались представители разных видов и стилей единоборств. Кониси былнастолько восхищен реальностью боевого искусства в исполнении Мотобу,что прекратил занятия в додзё Фунакоси, навсегда получив клеймо«предателя».

Кониси сделал для пропаганды стиля Мотобу очень многое. В частности, онпоселил мастера, испытывавшего большие финансовые трудности, в своемдоме и стал его переводчиком. Он даже основал Общество поддержки МотобуТёки, организовал демонстрации окинавского бойца во многих токийскихуниверситетах, из личных сбережений выплачивал ему значительныегонорары. За это Мотобу Тёки щедро делился с ним своими знаниями.

Большую помощь мастеру оказал также его давний окинавский ученик КокубаКосэй (Куниба Юкимори), будущий основатель Мотобу-ха Сито-рю. Как иКониси, он предоставлял свое жилье и зал в распоряжение Мотобу. ОднакоМотобу никак не удавалось открыть собственное додзё. И все же после1932 г, во многом благодаря усилиям Кониси Ясухиро, он стал ведущиминструктором каратэ в Центральной токийской полицейской академии.

Вероятно, на склоне лет Мотобу начал ощущать нехватку систематического«образования» в каратэ и в 1936 г. решил вернуться на Окинаву, чтобыуглубить свои познания в кэмпо. На Окинаве он посетил многие додзё,беседовал с мастерами разных стилей, шлифовал различные ката. Емуудалось разыскать своего бывшего сэмпая и соперника, великого каратистаЯбу Кэнцу. Ябу был уже довольно стар и давно удалился от преподаваниякаратэ. Их общение было непродолжительным: в 1937 г. мастер Ябу умер.

В период пребывания на Окинаве Мотобу Тёки обучал технике реального бояочень многих каратистов. Свой стиль в это время он называл«Мотобу-ха-Косё-рю-кэмпо-каратэ». Среди его окинавских учеников былитакие будущие мастера и основатели ряда школ каратэ как Мияхира Кацуя(Кобаяси-рю), Канэсима Синъэй (основатёль Исиминэ-рю), Накама Тёдзо(Кобаяси-рю), Канэсима Синсукэ (основатель Тодзан-рю), Накамура Сигэру(основатель Окинава кэмпо), Титосэ Цуёси (основатель Тито-рю) и др.Если добавить к этому списку выдающихся японских учеников Мотобу:Кониси Ясухиро (основатель Синдо Дзинэн-рю), Кокуба Косэй (КунибаЮкимори; основатель Мотобу-ха Сито-рю), Нагаминэ Сёсин (основательМацубаяси-рю; будучи окинавцем по происхождению, он учился у Мотобу вЯпонии), Ямада Тацуо (основатель Нихон кэмпо), Камисима Санносукэ(основатель Кусин-рю), Мотобу Тёсэй (Мотобу-рю) и другие — становитсяясно, сколь велико было влияние этого человека на развитие каратэ.

Пробыв на Окинаве несколько лет, Тёки вновь уехал в Японию, но вскоревернулся на родину, где умер в сентябре 1944 г. от желудочногозаболевания в возрасте 73 лет. По свидетельству Кониси, в последниегоды жизни Мотобу стал гораздо спокойнее и рассудительнее и уже неискал возможностей проверить на ком-нибудь крепость своих кулаков.

После смерти Мотобу Тёки его японские ученики объединились, чтобысохранить наследие мастера, которому было присвоено название Мотобу-рю.Сформировались две основные группы: додзё Сюмпукан в г. Сайтама близТокио и додзё Дайдокан в г. Кайдзука в префектуре Осака. Последнеедодзё возглавляет второй сын мастера Мотобу Тёсэй, который в настоящеевремя является президентом Японской ассоциации каратэ Мотобу-рю.

Комментарии:

Оставить комментарий
web developer X3M-Slider