Алфавитный указатель видов боевых искусств

 

Грэйси дзю-дзюцу

Грэйси дзю-дзюцу

Это современная бразильская школа дзю-дзюцу, разработанная семьейГрэйси из Бразилии. За последние 10—15 лет благодаря блестящим победамее представителей на чемпионатах «боев без правил» эта школа сталаизвестна во всем мире и превратилась в законодателя мод.

Родоначальником семьи Грэйси считается шотландец Джордж Грэйси, в 1801г. поселившийся в Бразилии. Один из его дальних потомков, ГастаоГрэйси, в начале века был видным бразильским политиком, ученым, однимиз богатейших людей страны. Гастао оказывал большую поддержку японскимиммигрантам, которые в начале XX века потоком хлынули в страны ЮжнойАмерики.

В числе этих иммигрантов был Маэда Мицуё (1880 г.р.), один изсильнейших борцов дзюдо Кодокан, объездивший весь свет с цельюдемонстрации эффективности и пропаганды японского искусства поединка.Маэда к тому времени был уже человеком очень известным во всем мире, ибразильское правительство учтиво преподнесло ему в дар 700000 акровземли, причем инициатором щедрого дара стал Гастао Грэйси. Между Маэдойи Гастао сложились теплые дружеские отношения. В 1914 г. мастер началпреподавать дзюдо Карлосу Грэйси, одиннадцатилетнему старшему сынуГастао.

Ранее Маэда объездил США, повсюду бросая вызов на бой всем желающим.Затем он посетил Латинскую Америку, Россию, Европу и снова ЛатинскуюАмерику. С кем он только не боролся: с профессиональными борцами ибоксерами, с мастерами китайского ушу и просто с крепкими парнями изближайшей пивной. Всего Маэда участвовал в нескольких тысячах схваток.По утверждению его биографа Бэкку Санкэя, дзюдоист проиграл всего 2 бояв своей жизни, оба — по правилам греко-римской борьбы. Первый раз емузасчитали поражение, когда он при проведении приема коснулся лопаткамипола, сказалось слабое знакомство с правилами; второй — в финальнойсхватке чемпионата мира по греко-римской борьбе, проходившего вЛондоне, когда Маэда, имевший рост 160 см и вес около 70 кг боролся со195-сантиметровым 132-килограмовым Джимом Эдисоном.

Огромный опыт Маэда сказался на изменении его стиля борьбы. Например,как правило, он боролся с бойцами в обтягавающих штанах-трико и с голымторсом. Из-за этого многие классические приемы дзюдо, использующиезахват за отворот или за рукав, оказывались невыполнимыми. Ведение боядо «полной отключки» тоже требовало пересмотра техники. Бросок на иппонили удержание в этом случае выигрыша не приносили. Поэтому Маэдасконцентрировался на болевых и удушающих приемах, которые он проводил восновном в партере. Опыт боев с боксерами заставил Маэда разработатьособую тактику поединка, которая позволяла уклоняться от ударовпротивника, сближаться с ним и навязывать ему удобную для себя борьбу взахвате.

«Плотный обхват — самое безопасное положение для бойца дзю-дзюцу, этосамый быстрый путь к победе, — наставлял он Карлоса Грэйси. — поэтомунужно изучить технику атэми и в совершенстве отшлифовать навыкуклонения от ударов боксера». Таким образом, приоритетными в стиледзюдо Маэда стали не чистые броски на иппон как в Кодокан дзюдо, асбивание на пол, болевые приемы и удушения в партере.

Прозанимавшись с Маэда несколько лет, Карлос Грэйси вместе со своимибратьями, присоединившимися к его занятиям, решил, что уже сам можетучить других. В 1925 г. он открыл Академию дзю-дзюцу. Его ближайшимпомощником стал младший брат Хелио.

Будучи человеком худым и невысокого роста (160 см), Хелио искалнаиболее оптимальные варианты приемов и тактики, которые бы позволилиему побеждать физически более сильного, рослого и тяжелого противника.При этом он исходил из идеи, в подавляющем большинстве случаев бойзаканчивается сцепкой на земле, и у того, кто лучше подготовлен ксхватке в таком положении, шансов победить больше.

Не следует ввязываться в обмен ударами руками и ногами. Надоиспользовать ошибки противника: когда тот теряет равновесие,«проваливается» в удар, медленно выходит из атаки, нужно немедленносближаться, сковывать его захватом и стараться опрокинуть на пол. ХелиоГрэйси рекомендует «подныривать» под удары руками, уходя вниз. Когдапротивник бьет ногами, нужно захватыватъ атакующую ногу с последующимвыведением из равновесия и сбиванием на землю. Самому же на ударыполагаться нельзя, лучше использовать их только для «провоцирования»противника и при добивании.

После прорыва в обхват нужно выводить противника из равновесия,наклонять и сбивать вниз, одновременно стараясь прижаться к немувплотную. В таком положении он не может эффективно контратаковатьударами коленями и локтями. В этом сближении с противником вплотнуюкоренится главное отличие Грэйси дзю-дзюцу от классического дзюдо. Еслив дзюдо большинство бросков проводят с захватом за рукав, отвороткуртки или за пояс при полусогнутых руках (что оставляет противникудостаточное пространство для проведения ударов), в дзю-дзюцу Грэйсипочти все броски выполняют из плотного обхвата. При этом главную рольиграют обвивы ноги противника изнутри и снаружи, броски захватом заодну или обе ноги, проход за спину с последующим броском прогибом.

Оказавшись на земле, борец должен занять позицию «всадника» — сесть напротивника сверху так, чтобы своими руками, ногами и весом тела сковатьего движения, а затем провести серию ударов в лицо, болевой илиудушающий прием. Садиться надо на живот или на грудь, в этом положениилегче контролировать контратаки противника руками или ногами, в товремя как сам атакующий может бить по лицу или туловишу противника безособых проблем. Кроме того, из такого положения легко перейти наперегибание или узел локтя. Если противник оказался в положении лицомвниз, боец должен провести удушение с помощью предплечья либо нанестиудары кулаком (локтем) по затылку (вискам).

Хуже, если противник после падения сам прорвался в положение«всадника». Но и в такой ситуации опытаый боец может выйти победителем.Прежде всего, в этом положении нельзя позволить противнику наноситьудары руками по лицу. Для этого его голову следует прижимать к своейгруди, «вязать» ему руки. Затем, воспользовавшись ошибкой противника,нужно выходить в верхнее положение, отжимая ногой голову противника иопрокидывая его на спину рывком за ноги (или за ногу), если он сидит,широко расставив ноги. Кроме того, при высокой квалификации в такойситуации противника можно «задушить» ногами при помощи «треугольногоудушения» либо «поймать» на болевой прием.

Исходя из описанной тактико-технической схемы, Хелио Грэйси строилтренировочный процесс. В нем главными элементами являются: сближение;перевод в партер; прорыв в позицию всадника»; защита от противника впозиции «всадника»; защита от «железного галстука» (наиболеераспространенный удушающий прием зажимом шеи под мышку); атакаперегибанием локтя или узлом на локоть; атака удушением предплечьемсзади.

Уровень подготовки бойцов проверяется в соревнованиях по особымправилам, главнейшим из которых для школы Грэйси является ежегодныйчемпионат Бразилии по дзю-дзюцу. На этих соревнованиях удары запрещены.Борцы могут применять только броски, болевые и удушающие приемы. Победаприсуждается в случае сдачи одного из противников, или невозможностипродолжать бой ввиду травмы, технического «нокаута» (например, приудущении), либо по очкам.

Система начисления очков полностью подчинена идеям школы Грэйси.Например, за бросок противника здесь дают 2 очка, если спортсменконтролирует противника в течение некоторого времени — 3, за прорыв впозицию «всадника» или при защите лежа на спине за обхват поясницыпротивника ногами в ножницы» с прижиманием его головы — 4.

Схватки проводятся в 9 весовых категориях. Белые и голубые поясаборются в течение 6 минут, фиолетовые — 8, коричневые — 10, черные — 20минут.

Такой подбор техники и методов тренировок, позволяющие целенаправленноформировать необходимые навыки, прекрасно зарекомендовали себя уже в30—40-е гг. XX века, когда Хелио Грэйси бессчетное число раз сходился впоединках по разным правилам с бойцами Бразилии, а также из другихстран Латинской Америки и США.

Среди его противников были боксеры, дзюдоисты (в том числе японские),но почти всегда он брал верх, в крайнем случае, сводил встречу кничьей. В 1951 г. Хелио осмелился послать вызов тем, кого считалсильнейшими в мире борьбы, — лучшим мастерам Кодокана. К тому временион уже более 20 раз становился чемпионом Бразилии. В ответ наприглашение в Рио-де-Жанейро прибыла команда сильнейших японскихдзюдоистов того времени. «Среди них были обладатель 7-го дана,13-кратный чемпион Японии Кимура Масахико ( 1917-1993; 170 см, 84 кг),обладатель 6-го Дана Ямагути, обладатель 5-го дана Като. Оказывается,до родины дзюдо уже дошли слухи о замечательном мастерстве Грэйси.

Правила состязаний были очень просты: разрешены любые борцовскиеприемы; все удары, укусы, заломы пальцев запрешены; победа присуждаетсяв случае сдачи противника или его «отключки»; время схватки неограничено.

Первый поединок с Като Хелио Грэйси закончил вничью, хотя японецабсолютно доминировал в стойке, а во время повторного поединка еумелпровести удушение из положения лежа на спине и выиграл встречу.Ямагути, опасавшийся травмы, от схватки отказался. В поединке Грэйси —Кимура японец несколько раз успешно, на иппон, бросил бразильца,демонстрируя полное превосходство в бросковой техиике. В конце концов,он атаковал Хелио броском осото-гари (отхват) и начал проводитьудержание. В этой позиции Хелио попытался уйти через «мост», но попалсяна «узел» удэ-гарами. Кимура выполнил прием безукоризненно, но бразилецпродолжал сопротивляться, отказываясь признать поражение в явнобезвыходной ситуации. Тогда Кимура усилил нажим и сломал левую рукубразильца в локте. Но и тогда Хелив не застучал по ковру. Схваткуостановили лишь после того, как «угол» Грэйси выбросил на площадкуполотенце знак поражения. Кимура был объявлен победителем техническимнокаутом.

Сегодня многие воспринимают школу Грэйси как самую эффективную системурукопашною боя в мире, Еще бы! Многочисленные победы ее представителейна различных чемпионатах по боям «без правил» над бойцами других стилейие могут никого оставить равнодушным. Хорош и настрой последователейГрэйси дзю-дзюцу — они готовы принятъ любой вызов, но действительно лисистема Грэйси хороша в уличной драке? Вряд ли. Если против тебявыходит не один противник, а целая шайка, к томуже вооруженная цепями,палками и кастетами, вряд ли возникнет желание возиться с одним из нихв партере. Ведь шайка в этом случае безучастной не останется. Увы,поединки один на один «до первой крови», некогда популярные на улицахгородов Старого и Нового Света, давно ушли в прошлое. Отбиться в такойситуации можно лишь при том условии, что остаешься на ногах.

В этой связи следует напомнить, что в традиционном дзю-дзюцу и дзюдоценилось умение выполнить бросок таким образом, чтобы противникраспластался по земле, а ты сам остался на ногах и готов был продолжатьбой с другими противниками. Кстати, правильно выполненный бросок —оружие грозное. Достаточно «опустить» противника спиной на бордюр или«вписать» головой в асфальт, чтобы у него отпали желание и физическаявозможность угрожать вам.

Но в дзю-дзюцу Грэйси броскам отводится второстепенная роль. В этойсистеме они не оружие, а только средство перевода в партер. Тот факт,что японцы-дзюдоисты швыряли Хелио Грэйси словно куклу, наводит нагрустные мысли: будь это на улице, все бы кончилось для него весьмаплачевно — вокруг бордюры, загородки, лавки, урны, кирпичи, битоестекло.

Удары в Грэйси дзю-дзюцу тоже используются лишь как средство дляподготовки прорыва в ближний бой. Однако «на улице» только ударыпозволяют расправиться с несколькими нападающими. Ведь бросок требуетдовольно длительной подготовки — нужно взять захват, вывести противникаиз равновесия, навалить на себя, бросить. Времени на все это в драке снесколькими нападающими нет. А если, к тому же, противник на 20—30 кгтяжелее?

Сегодня система клана Грэйси целиком ориентирована на так называемыебои «без правил», которые в действительности обставлены немалым числомправил. Здесь бойцы выступают в основном почти голышом, в глаза другдругу не тычут, за мошонку не хватают, не царапаются и не кусаются,надевают протектор для паха, дерутся ограниченное время на огороженномпространстве, залитом светом, в присутствии судьи, а главное, всегдаодин на один. В таких условиях системе Грэйси на сегодняшний деньравных нет.

Комментарии:

Оставить комментарий
web developer X3M-Slider