Алфавитный указатель видов боевых искусств

 

Гуньшу (Искусство владения шестом)

Гуньшу (Искусство владения шестом)

Шест является одним из древнейших видов оружия. В трактате «Великая белая луна» есть такая запись: «Деревянное оружие использовалось еще при Фу-си». Фу-си, один из трех первых императоров, правивших в глубокой древности, и естественно, что деревянная палка, одно из простейших орудий, стала прообразом современного оружия.

Первобытные люди использовали шест, занимаясь собирательством, рыбной ловлей, охотой, а также использовали ее как средство защиты. Постепенно развивалась техника использования шеста, совершенствовалась его форма, появлялись многочисленные разновидности, и шест в конце концов превратился в боевое оружие. Самым первым названием шеста как оружия служил иероглиф «шу», обозначавший один из пяти существовавших тогда видов оружия. В знаменитой «Книге песен» в стихе «Бо - защитник ветра» находим фразу: «Бо схватил палку, чтобы размести дорогу перед императором». Из достоверных источников известно, что шест был основным видом оружия в эпоху Чжоу (XI-II вв. до н.э.). В эпоху Сун шест также был очень популярна. В трактате того времени «Обобщенные требования по военному делу» можно прочесть: «Из прочного дерева можно изготовить дубинку, колесо, шест или жердь».

Расцвет фехтования на палках достиг апогея в эпоху Мин. Прославленный полководец того времени Юй Даю умело применял палку как оружие против японцев. В его трактате «О мечах», переписанном Ци Цзишуаном в работе «Удивительные тайны древности», собраны приемы и техника работы с шестом. Известен еще один знаменитый труд на эту тему: «Разъяснения о шаолиньской технике работы с палкой», датированный тем же временем.

Стилевых разновидностей работы с палкой всегда было предостаточно. Например, такие, как шаолиньская палка, «пять тигров и отара овец», «зеленое поле», палка Цзы Вэя, палка рода Чжан, «прыгающая змея», «район Восточно-Китайского моря» и другие. Каждый стиль, естественно, имеет свой облик и характерные отличия.

В настоящее время шест как оружие изготовляется из ясеня - прочного и гибкого дерева. Из разновидностей шеста выделяются: Большой шест, «шест до бровей» (по длине), палка с тремя сочленениями, палка с большой верхушкой и палка с рукояткой.

Михалаке Николай Большой шест - выше человеческого роста - обладает огромной рубящей силой, когда используется мощь ног и поясницы. Он применяется на дальней дистанции.

«Шест до бровей» - в соответствии со своим названием, по высоте доходит до бровей человека. Он обладает большой разрушительной силой. Ею можно колоть, рубить, сбивать, фехтовать. Его применение универсально. С его помощью можно атаковать и успешно отбивать атаки противника. Он особенно эффективен в ближнем бою.

Палка с тремя сочленениями (сань цзы гунь) - состоит из трех коротких палок, соединенных между собой железными кольцами, поэтому ее удобно носить с собой. В бою она может использоваться на длинных и коротких дистанциях. Ею можно пользоваться в укороченном и в удлиненном варианте. Отсюда и ее универсальность для любой обстановки.

Палка с рукояткой - это разновидность довольно короткой палки. Существуют варианты применения одной такой палки и одновременно сразу двух.

Техника работы с шестом построена на принципе непрерывности. Им можно наносить рубящие, обрушивающие, колющие, сметающие, тычущие удары, а также вращения, обхваты, удушения, касания уязвимых точек, обводящие, дразнящие, цепляющие, ковыряющие и блокирующие действия. Работа с шестом требует особой натренированности рук. Тело и палка должны быть едины, сила сосредоточивается на конце шеста. Работать следует решительно, быстро, четко, подобно налаженному механизму. Руки могут двигаться непринужденно и свободно, можно раскрываться и закрываться, вращать палку и замирать, но необходимо помнить главные принципы: «Используй оба конца шеста» и «шест бьет по всякому».

В ушу шесту отведено особое место. Ци Цзигуан писал: «Только овладев шестом, сможешь изучить технику острого оружия. Только так и не иначе!» В годы царствования минского императора Цзя Цзина военачальник Хэ Лянчэнь в своих «Основах боевого порядка» отмечал: «Изучение военного искусства начинай с кулака, после тренируйся с шестом. Освоив кулак и палку, переходи к сабле и копью. Поэтому кулак и палка - источник всех пяти техник». Как можно понять, искусство владения палкой - это тот фундамент, на котором строится здание ушу.

Работая с палкой, можно укрепить силу и здоровье, выработать скорость и сообразительность, воспитать храбрость, мужество и другие бойцовские качества.

Комментарии:

Оставить комментарий
web developer X3M-Slider