Алфавитный указатель видов боевых искусств

 

Американское кэмпо-каратэ

Американское кэмпо-каратэ

Стиль каратэ, который разработал американец гавайского происхожденияЭдмунд Кеалоха Паркер (1931 — 1990). Он родился в Гонолулу (штатГавайи) и по мужской линии являлся прямым потомком (праправнуком)короля Камехамеха Первого, правившего на Гавайских островах в началеXIX века. В 16 лет Паркер стал учеником местного тренера-китайцаУильяма Чжоу (1914-1987).

Чжоу изучал ушу под руководством своего отца, а в 1942— 1946 гг. былучеником мастера Джеймса Митосэ. В 1946 г. Чжоу получил от Митосэчерный пояс и открыл в Гонолулу собственный зал. Там он преподавал свойстиль, объединявший приемы окинавского каратэ, японского дзю-дзюцу икитайского ушу.

Этнический японец Джеймс Митосэ с детства изучал дзю-дзюцу в своейсемье, а в 1930 г. стал учеником знаменитого окинавского мастера МотобуТёки, у которого занимался 6 лет. Вернувшись в Гонолулу, Митосэпреподавал стиль окинавского каратэ Мотобу под названием «Косё сёрэй-рюкэмпо-каратэ».

В целом, Паркер занимался у Чжоу около 8 лет (1946—1949 и 1951—1954гг.). Еще в 1954 г., будучи студентом университета в Прово (штат Юта),Паркер создал клуб кэмпо-каратэ, где преподавал стиль своего учителя.Это был один из первых клубов каратэ в США. В 1956 г., окончивуниверситет, он переехал в Пасадену (штат Калифорния) и прожил там всюостальную жизнь. В Пасадене Паркер открыл платную студию каратэ,которая считается первой коммерческой школой каратэ в США.

Осенью того же года Паркер учредил Американскую ассоциацию кэмпо-каратэи целенаправленно занялся дальнейшим развитием системы Чжоу. Позже онзаявлял, что наследие Чжоу в его собственной системе якобы не превышает15%, а 85% принадлежат лично ему. Свой стиль он назвал «Американскоекэмпо-каратэ» именно для того, чтобы его не смешивали с «Гавайскимкэмпо-каратэ» Уильяма Чжоу.

Основу системы Паркера составили 150 базовых технических элементов,взятые им из окинавского каратэ, японского дзю-дзюцу, китайского ушу, атакже из техники уличной драки. Главным критерием для их выбора онсчитал степень соответствия биомеханическим и моторным возможностямчеловеческого тела.

Паркер говорил, что свою концепцию постижения боевого искусства онможет сравнить с процессом обучения устной речи и письму: «Когдаребенок учится говорить, он сначала усваивает отдельные звуки, затемначинает составлять из них слова, а еще позже соединяет эти слова вцелые фразы. Если представить, что каждое техническое действие — этозвук или слог, то станет понятным, что я имею в виду». То есть, 150элементов базовой техники, это своего рода «словарь», дающийвозможность «разговаривать» на языке движений в соответствующихситуациях.

Продолжая сравнение с речью, надо отметить, что с помощью одних и техже слов люди говорят по-разному. Речь одних свободна и выразительна, удругих она бедная и косноязычная. Все дело в способностях и вподготовке. Продолжая сравнивать единоборства с речью, Паркер говорит,что есть три основных вида письма: машинопись, где каждая буквапечатается только после того, как напечатана предыдущая; письмо от руки(курсив), где следующая буква как бы «вытекает» из предшествующей; истенография, в которой один условный значок обозначает либо слог, либоцелое слово. Так и в боевых искусствах.

Отдельные движения, выполняемые с перерывами между ними, можно сравнитьс печатанием. Движения, вытекающие одно из другого — это курсив, а еслиблок и удар, захват и подножка совпадают в одном приеме, это«стенография». Легче всего научиться печатать на машинке. Быстро икрасиво писать от руки значительно труднее, не зря существует такоеискусство, как каллиграфия. Ну, а стенофафией вообще владеет считанноечисло людей. Задача наставника боевого искусства заключается в том,чтобы научить своих учеников свободно «стенографировать».

Итак, оригинальность кэмпо-каратэ Паркера — в его «словаре» базовойтехники и в правилах пользования им. То и другое он изложил впятитомном труде «Бесконечное постижение кэмпо», изданном в 80-е годы.Каждый, кто хочет изучить систему Паркера, должен сам подбирать изэтого «словаря» ту технику, которая наиболее приемлема для него, сучетом особенностей своего телосложения, нервно-мышечных реакций ипредполагаемых опасностей. Разумеется, такой путь абсолютно неприемлемдля многочисленных интеллектуальных лодырей, составляющих большинствозанимающихся в додзё США, Европы и стран СНГ. Зато для думающихэнтузиастов боевых единоборств труды Паркера являются неисчерпаемымисточником творчества.

В кэмпо-каратэ Паркера нет базовых стоек. Стойкой считается любоеестественное положение тела, удобное для того действия, котороевыполняется в данный момент. То же самое относится к дыханию, котороедолжно быть как можно более естественным. Вообще исповедуется принципэкономности усилий: в бою надо двигаться ровно столько, сколько требуетконкретная ситуация. По этой причине там нет ни прыжков, ни обманныхдвижений.

Удары руками наносятся преимущественно вертикальным кулаком иоснованием кулака (ладони). Все удары серийные. Паркер полностьюотвергал характерный для японского каратэ принцип «иккэн хиссацу»(одним ударом наповал), считая что победа одним ударом в уличной дракеисключение, а не правило. В кэмпо-каратэ реализуется принцип«многократного уничтожения», согласно которому для надежного выводапротивника из строя требуются несколько приемов.

В техническом арсенале имеются много бросков и болевых приемов, приэтом все блоки бойцы учатся превращать в захваты. После захвата, какправило, они переходят на проведение болевого приема. Паркер,обладавший значительным опытом уличных драк в годы юности, считалнеприемлемыми высокие удары ногами (в голову и грудь), т.к. они ставятатакующего в довольно уязвимое положение, требуют хорошей растяжки,зани-мают больше времени, чем удары по нижнему уровню. Основ-ымиударами ног он считал удары стопой в пах и колено.

Именно Паркер вместе со своим другом, кинорежиссером Блейком Эдвардсом,первым начал вводить сцены восточных единоборств в телесериалы икинофильмы, снимавшиеся в Голливуде. В 1964 г. он познакомился с ничемтогда не знаменитым студентом философского факультета университета вСиэтле по имени Брюс Ли и рекомендовал его на роль второго плана длясериала «Зеленый шершень».

Эдмунд Паркер в том же 1964 г. устроил в пригороде Лос-Анджелеса первыйоткрытый международный чемпионат по каратэ. Впоследствии такиечемпионаты с огромным успехом проходили ежегодно. Они открыли мирутакие имена как Джо Льюис, Майкл Стоун, Чак Норрис и многие другие.Здесь же ученик Паркера Дэн Иносанто подружился с Брюсом Ли,продолжателем дела которого он впоследствии стал. Паркер такжеорганизовал популярные до сих пор соревнования между комаидамиТихоокеанского и Атлантического побережья США и ряд других.

Эдмунд Паркер первым из западных авторов начал писать книги о боевыхискусствах Востока. Так, в 1957 г. он издал книгу «Кэмпо-каратэ»,которая впоследствии стала образцом для западных специалистов в этойобласти. В ней Паркер описал уязвимые точки и ударные поверхностичеловеческого тела, дал базовую технику кэмпо-каратэ и примеры еёприменения для самозащиты. В 1963 г. Паркер издал вторую книгу «Секретыкитайского каратэ» об истории, теории и практике китайского ушу,вызвавшую настоящую сенсацию среди западных читателей, до тех порзнакомых только с японскими видами — дзюдо, дзю-дзюцу и каратэ.

В 1960 г. Паркер создал Международную ассоциацию кэмпо-каратэ, котораяв течение 30 лет, до самой его смерти 15 декабря 1990 г., являласьодной из наиболее крупных организаций боевых искусств в мире.Достаточно сказать, что на январь 1990 г. она объединяла более 35 тысяччеловек, состоявших в 170 клубах в 12 странах мира. Когда Паркер умер,возник целый ряд проблем организационного и финансового характера, врезультате которых ассоциация прекратила свое существование. Но вапреле 1991 г. его ученики Джо Паланцо, Томас Келли, Фрэнк Трэджо иРичард Планас создали Всемирную федерацию кэмпо-каратэ и таким образомпродолжили его дело.

Система Паркера появилась в период, предшествовавший буму восточныхбоевых систем на Западе, при почти полном отсутствии информации нетолько об отдельных школах восточных единоборств, но и отдельных ихвидах. Естественно, что это придало особую привлекательностькэмпо-каратэ, усиленную кинематофафической, литературной и коммерческойдеятельностью Паркера в сфере пропаганды боевых искусств. Но в началеXXI века система кэмпо-каратэ уже не обладает такой популярностью, какпри жизни ее основателя.

На заметку: Мы собрали для вас лучшее: крепости, дворцы, монастыри, храмы, соборы, замки Европы и всего мира - они предстанут перед вами во всем своем блеске и великолепии, поведают о днях боевой славы и былого величия.

Комментарии:

Оставить комментарий
web developer X3M-Slider