Алфавитный указатель видов боевых искусств

 

Кэн-дзюцу и кэндо

Кэн-дзюцу и кэндо

Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом) разделяется на тати-дзюцу(фехтование длинным мечом), кодати-дзюцу (фехтование коротким мечом) ирёто-дзюцу (фехтование двумя мечами).

Фехтование мечом возникло в X веке. К концу XII века уже быликанонизированы некоторые приемы фехтования пешего и конного воинов, нопо своему значению в боевой подготовке самураев фехтование уступалострельбе из лука с коня. В эпоху междоусобных войн, когда мечи,благодаря улучшению их качества, появлению более легких доспехов иснижению роли конных лучников, стали основным оружием самураев,началось быстрое развитие фехтовального искусства.

Первые сформировавшиеся школы кэн-дзюцу появились в Японии в конце XIVвека. Направлений и стилей было очень много, так как залы для занятий(«додзё») были у каждого князя, для тренировки дружины и воспитаниясыновей. В конце XV — начале XVI веков возникли четыре «великие» школыкэн-дзюцу, от которых произошло большинство позднейших школ. ЭтоКагэ-рю, Катори синто-рю, Нэн-рю и Тюдзё-рю.

Обучение во всех школах было нацелено на подготовку мастера фехтования,способного противостоять противнику, использующему не только меч, но идругие виды оружия. Поэтому наставники преподавали, помимо приемов боямечом, еще и технику работы алебардой, копьем, шестом и другими видамиоружия, а также борьбу без оружия. Техника фехтования была рассчитанана бой с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их изъяны.Удары наносили в «щели» доспехов, основными мишенями были шея,небольшая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола(кусадзури), запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренниестороны бедер, щиколотки. Для предотвращения поломки меча его неподставляли под удары противника, вместо этого использовали различныеспособы маневрирования, позволяющие уклоняться от вражеских атак.

Школы (их известно более тысячи) различались между собой стойками иприемами, но в каждой отдельной школе основных стоек и ударовпредусматривалось немного — от 10 до 15. Считалось, что при отличномусвоении этого достаточно, чтобы выйти победителем в любой схватке.Технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовалиагрессивный наступательный стиль, другие — выжидательную тактику.

Основным методом совершенствования мастерства являлись парные комплексы(ката), с фиксированными ролями участников и порядком движений,исполняемые с деревянными мечами боккэн (или бокуто). Боккэн выполнялсяиз твердых пород дерева, по своей форме и габаритам он соответствовалсамурайскому мечу катана, длина лезвия которого составляла от двух дотрех  сяку (сяку = 32 см).

Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставитьдыхание, короткие комплексы более высокой ступени учили заканчивать бойодним-двумя ударами. Уровень подготовки проверялся в соревновательныхпоединках, где удары реально не наносили, а останавливали в несколькихсантиметрах от цели, а также в дуэлях с использованием боевого оружия.

В XVI веке появилась целая плеяда выдающихся мастеров кэн-дзюцу. Самымизнаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490—1571), основавший школуКасима синто-рю, и Камиадзуми Хидэцуна (1508—1578), создавшийСинкагэ-рю на базе Катори синто-рю и Кагэ-рю. Последний ввел в широкоеобращение синай — учебный меч из полос бамбука, обернутых кожей, чтопозволило практиковать учебные поединки с реальным нанесением ударов.

В первой половине XVII века наиболее влиятельными школами были ЯгюСинкагэ-рю, Итто-рю и Нитэн ити-рю. Последнюю из них основал МиямотоМусаси (1584—1645), который считается величайшим фехтовальщиком вистории Японии. Мусаси делал упор на фехтование двумя мечами (длинным икоротким) одновременно. Это гарантировало бойцу преимущество в бою, но,главное, формировало навык манипуляций мечом одной рукой, необходимый вконной схватке. Свои взгляды на сущность фехтования и общую стратегиюжизни Мусаси изложил в знаменитом трактате «Горинно сё» (Книга пятиколец).

С середины эпохи Токугава кэн-дзюцу стало терять свое практическоезначение. Большинство школ этого периода делало упор уже не наприкладное значение приемов, а на достижение состояния муга (или мунэн)— «безмыслия». Иначе говоря, они трактовали фехтование как динамическуюмедитацию — разновидность дзэнского тренинга. Искусство фехтованияпревратилось из боевой практики в путь духовного и физическоговоспитания.

Основатель школы Дзики синкагэ-рю Ямада Хэйдзаэмон Котоку разработалзащитное снаряжение для проведения учебных поединков с применениембамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенятобольшинством других школ. Благодаря этому всеобщее распространениеполучили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитномснаряжении, открывшие путь превращения кэн-дзюцу в популярный видспорта. Среди новых школ только Дзицуё-рю (основал Хираяма Кодзо)подчеркивала боевую ценность фехтования. В конце эпохи Токугаванаиболее популярными школами оставались Дзики синкагэ-рю и Синтомунэн-рю, к которым прибавилась Наканиси-ха Итто-рю, основаннаяНаканиси Ситэй и широко практиковавшая соревновательные поединки сиспользованием бамбуковых мечей и защитного снаряжения.

После буржуазной революции Мэйдзи (1867—1868) популярность кэн-дзюцурезко снизилась, многие школы исчезли. Для сохранения кэн-дзюцу иполучения средств к существованию группа мастеров во главе с СакакибараКэнкити из школы Дзики синкагэ-рю начала организовывать публичныедемонстрацищ схваток на бамбуковых мечах, ката, разрубания различныхпредметов и т.д. Это помогло возродить интерес к традиционномуфехтованию, привлечь в залы многочисленных поклонников.

В 1876 г. кэн-дзюцу было признано видом физической культуры, пригоднымдля морально-этического воспитания японской нации. Обучение кэн-дзюцуввели в полиции. В 1910 г. кэн-дзюцу стало (наряду с дзюдо) одним изобязательных элементов программы физического воспитания в школах. В1912 г. специальный комитет в составе крупнейших мастеров разработалкомплекс (ката) «Путь меча Великой Японской империи», в который вошлинаиболее типичные приемы фехтования. В 1928 г. была создана Всеяпонскаяфедерация кэндо.

В 1945 г. американские оккупационные власти запретили занятия кэндо.Дело в том, что традиционное фехтование и связанные с ним обрядысчитались средством воспитания самурайского духа. Поэтому послепоражения Японии в войне, одновременно с литературой, фильмами испектаклями на самурайскую тему, было запрещено и фехтование.Возродилось оно снова только в 1952 г, но с этого времени развиваетсяуже в спортивном варианте, который сегодня широко известен за пределамиЯпонии.

Современное кэндо

Техника кэндо строится на основе доктрины дзюго-но авасэ, иначесочетании "податливости" с "твердостью", во всем многообразии ее задач.Посредством дзюго-но авасэ кэндо становится высокоэффективной системойпо интеграции человеческой энергии. Таким образом, кэндо становитсяпродолжением теории техники самого боя на мечах, как это имеет место вклассических стилях кэндзюцу и кэндо. Поскольку такие более ранниеискусства владения мечом существенно повлияли на технику современногокэндо, определенно, что для подобного влияния должны были быть вескиеоснования; многочисленные изменения, внесенные в классическую технику,были необходимы для создания различной техники современного кэндо. Этиизменения свидетельствуют о переходе от фехтования на мечах,характерного для ведения настоящего боя, к тому его виду, когда онопредстает или как духовная дисциплина, или же низводится до уровняспорта.

Современное кэндо является додзё будо, т.е. кэндо практикуется видеальных условиях, которые обеспечивает тренировочный зал, иначедодзё. Гладкий, ровный пол, где проводятся занятия, позволяет учащимсядвигаться с той скоростью и уверенностью, которые нельзя обеспечить,когда бой на мечах происходит в естественных условиях, на открытомвоздухе. Поэтому одно из первых изменений в классической техникекоснулось самой стойки мечника.

Типичная стойка для современного кэндо является исключительно прямой.Для этого требуется, чтобы ноги были расположены на близком расстоянии,не широко расставлены, и носки смотрели только вперед, к тому же пяткаотставленной назад ноги оторвана от пола, - такую позу обычно связываютс тайными учениями Ито Иттосая. Ни одно из этих требований непризнается в классическом кэндзюцу, поскольку они создают для бойцанеустойчивое равновесие и не позволяют по-настоящему усилить рубящийудар, эффективность которого определяется движением кисти вниз.Полностью фронтальная стойка, принятая на вооружение современнымикэндоистами, также не согласуется с хан-ми, иначе стойкой вполоборота,классического кэндзюцу, которая предпочтительна в начале схватки спротивником, поскольку защищает уязвимую область вокруг сердца. Нопрямая стойка, наблюдаемая в современном кэндо, дает кэндоистуидеальную возможность для быстрого начала атаки и изменения еенаправления, благодаря ровной поверхности пола в додзё. Движение,начинаемое из традиционной стойки в кэндо, обычно делается скользящимшагом, где отставленная назад нога с поднятой пяткой позволяет хорошочувствовать почву под ногами и тем самым удачно оттолкнуться в моментатаки. Скользящий тип движения едва ли возможен на естественном грунте.

Тесным образом со стойкой и движениями мечника связано его защитноеснаряжение. В реальном бою средневековый рыцарь часто облачался вкаттю, легкие, но прчные и подвижные доспехи; техника и тактикаклассического кэндзюцу учитывают особенности такого рода доспехов. Чтокасается веса и прочности, то современные доспехи лишь отдаленнонапоминают доспехи боевые, и движения современного кэндоиста менеескованны, и соответственно, форма и исполнение приемов отличаются оттех, что были характерны для действий средневекового рыцаря.

Важно также не забывать о последствиях замены настоящего меча мечомбамбуковым (синаем). Синай ответственен за многое, что отличает техникусовременного кэндо и делает его столь непохожим на классическоекэндзюцу. Синай является имитатором меча, хотя может ли он служитьхорошей заменой учебному мечу - весьма спорно. По сути, это всего лишькруглая палка. Отсутствие веса и сори (изгиба) вместе с исключительнодлинной цука (рукоятью) требует совершенно отличного, по сравнению снастоящим мечом, обращения для такого оружия. Все эти факторы влияют набыстроту действий с синаем, а значит, и на всю технику кэндо. Почтицилиндрическая форма делает синай в аэродинамическом плане болееобтекаемым по сравнению с настоящим мечом; а длина цуки позволяетиспользовать синай как тэко, т.е. по принципу рычага, имеющего точкуопоры, что ускоряет движение острия, позволяя достичь немыслимой длябоевого клинка скорости. Синай идеально подходит для задач современногокэндо, но не реального боя, и поэтому он должен быть безопасен вприменении.

Имеется существенная разница между рубящим ударом настоящим мечом ирежущим ударом синаем в современном кэндо. Действие сравнительно прямойруки при нанесении режущего удара посредством синая по выбранной целивытекает из представлений школы Итто-рю. Технике деятельного стиля вклассическом кэндзюцу это совершенно чуждо, ибо находящиеся ввыпрямленном положении при совершении настоящего рубящего удара руки нетолько не будут обладать достаточной силой для придания пробивной мощиклинку, но и возможна травма локтевого сустава самого мечника, чтоособенно верно в случае, когда меч с силой ударяет по доспехампротивника. Используемое в кэндо касание в качестве удара как нельзякстати подходит для не боевых задач кэндо, поскольку здесь не стоитвопрос о том, добиться ли пробивной силы при ударе или не рисковать,чтобы себя не травмировать.

В кэндо синай может наносить удары лишь по восьми участкам тела. Здесьразрешено семь видов ударов и один выпад. В классическом кэндзюцу любойучасток тела может стать объектом для атаки, выбор здесь определяетсяслабыми местами в воинских доспехах противника. Каждая классическаяшкола-рю располагает своей особой техникой, позволяющей воспользоватьсяподобными слабостями. Кэнси из Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, пользуясьтехникой этой школы, подрезали запястья противника снизу, поражали егопах и бедра, а также глубоко ранили подъемы ног. Кэнси из Синкагэ-рючасто сильно повреждали только один большой палец, что лишало раненноговозможности держать оружие; либо же они подрезали подколенныесухожилия, чем обездвиживали противника. Это всего лишь малая толикатого, почему синкэн сёбу в стиле классического кэндзюцу оказываетсясмертоносным занятием, на которое решаются лишь после длительнойподготовки и которому чужды какие-либо ограничительные правила. Но, пообщему мнению, произвольные ограничения, определяющие, какая часть теламожет служить мишенью для той или иной техники кэндо, лишь выражаютжелание обеспечить минимум безопасности для участников поединка иповысить точность выполнения специфических и базисных атакующихдействий. Так что выбор таких, четко обозначенных мишеней вполнелогичен и отвечает исконной задаче кэндо.
 
Техники кэндо основываются на овладении доведенными в своем исполнениидо автоматизма базисными действиями, среди которых важное местозанимает работа ног, что делает вполне корректной прямую стойку ипозволяет телу и синаю двигаться в унисон друг с другом, а это придаетатаке кэндоиста быстроту, точность и мощь. В обучении кэндо упорделается на тактическое построение наступательных действий, но безсоответствующего духовного настроя, подкрепляющего эти сугубомеханические стороны кэндо, сама техника вскоре теряет всякуюосмысленность. Ки, иначе материальная сила, как она предстает в ученииЧжу Си, лежит в основе такого духовного настроя. Это как раз ки, окотором ведет речь Цукахара Бокудэн при обсуждении понятия фудо-носэйсин, иначе состояние "невозмутимого ума", которое выделил в качествеважной составной части жизни человека неоконфуцианец Койбара Эккэн,назвав это "жизненной силой". Такое представление о ки совпадает сучением школы Итто-рю о син-ки-рёку (душевные силы); здесь ки является"внутренней силой", посредством которой человек решает, что добро а чтозло.

Согласование собственного ки с ки соперника, т.е. наличие ки-ай,характеризует хорошее [владение] кэндо. Ки-ай выражается в спонтанномпроявлении "полного духа" мечника, что является необходимым условиемистинного обучения. Ки-ай состоит из нераздельных и взаимодополняющихумственных и физических элементов, которые, объединяя все силыисполнителя, переплавляют их в живое действие, даже если самисполнитель при этом остается неподвижен. Не следует думать, что ки-айв кэндо проявляется всего лишь в пронзительном крике, издаваемомкэндоистами во время занятий. Использование слышимого ки-ай существеннопомогает при обучении правильного исполнения приемов, ибо только в этомслучае учащийся может наполнить себя достаточной степени концентрациейвнимания, чтобы суметь дать выход всей своей духовной энергии и темсамым "подтолкнуть" свою физическую технику. Но ки-ай, идущий из чрева,а не из голосовых связок, может заставить потерять самообладание дажесамого искусного мечника.

Асари Матаситиро из Наканиси-ха Итто-рю эффективно использовал ки-айсовместно с исполнением своего токуй вадза, иначе говоря коронногоприема, цуки (выпада). Говорят, что ки-ай Асари выбивал из равновесияпротивника еще до того, как Асари совершал свой выпад. Однакокульминация ки-ай достигалась не шумом, а лишь тогда, как сказано в"Сунь-цзы", "когда действию, наконец, сопутствует тишина". Наиболееискусные кэндоисты способны умело распоряжаться своей техникой идостигают высочайшего уровня ки-ай, следуя этим путем, не прибегаяпостоянно к помощи голоса.

Концепции ёмэйгаку и дзэн-буддизма, включающие интуитивное знание,лежат в основе большинства методов обучения современному кэндо вЯпонии. Такая форма самодеятельных занятий содействует естественнойформе обучения, тому, что дает глубокое познание предмета, котороеневозможно обрести чисто рациональным подходом к обучению. Но методыобучения кэндо основываются на двух основных течениях мысли, гдеприоритетом пользуется либо теория, либо практика. Сасамори Дзюндзо,нынешний верховный наставни Оно-ха Итто-рю, в своем обучении преждевсего опирается на технику. Такано Косэй из Наканиси-ха Итто-рю отдаетпредпочтение тому, что сам именует методом риги иттай, иначе идеей отом, что теория и техника едины. Обучение кэндоистов Такано начинает сфизических занятий. "Если вначале идет теория", - хамечает Такано, - "взнаниях кэндоистов будут присутствовать пробелы, что может пагубносказаться на их развитии". Теория кэндо не очень-то полезна дляначинающего; только "телесные жвижения", - говорит Такано, - "могутнаучить учащегося тому, как нужно владеть собственным телом".

Какари-гэйко, иначе "обучение атакующим действиям", является основнымметодом обучения кэндо, где более молодой занимается с более опытным,на котором отрабатывает свои удары. Более молодой выполняет приемы, небоясь ответных действий, но все его действия должны отвечать требуемымосновным критериям. Какари-гэйко долженнастроить ум на выполнениеатакующих действий и привести его в такое состояние, когда не довлеютнад ним четыре зла: страх, сомнение, неподготовленность и беспокойство,мешающие свободному выражению действия. На их место должно прийтичувство уверенности, которое достигается посредством дзию рэнсю, иначе"свободных занятий". Ямаока Тэссю, искусный мастер школы Итто СёдэнМусо-рю, требовал от всех своих учеников усердно заниматьсякакари-гэйко, используя при этом синая, не уступающий по длине боевомумечу. Ямаока разрешил ученикам с менее чем трехлетним опытом обученияпользоваться иными, чем дзию рэнсю, методами тренировки, опасаясь, чтопреждевременное дзию рэнсю может уничтожить их индивидуальность.

Не секрет, что единственным ключом к успеху в современном кэндоявляются усердные занятия. Все без исключения мастера своему прогрессуобязаны приверженности сюгё. Занятия кэндо включают элементы иумственного воспитания, но по существу это физическая дисциплина.Поэтому кэндоисты склонны отдавать предпочтение в своих занятияхфизической стороне своей дисциплины. Как нельзя кстати это иллюстрируетЯмаока, не отличающийся богатырским телосложением, но чей организм вдействительности был необычайно силен, такую силу он развил в себеблагодаря неустанным занятиям субури, баззовыми упражнениями, гдеработа ног позволяет объединять в одно целое движения тела и ударысинаем; Ямаока ежедневно обращался к субури, работая с довольно тяжелымбоккэн. Он также в совершенстве владел удэ-дзумо, иначе армрестлингом.Ямаока гордился своим поразительным чувством, часто приглашал гостейпопытаться столкуть его, стоящего на краю широкого окна, в сад. Друзьямказалось, что он, словно дерево, прирос к окну, и даже самый сильный изних не мог стронуть его с места.

Ямада Дзирокити, прежний верховный наставник Дзикисинкагэ-рю, приводитдовольно дельные замечания относительно физической стороны техникикэндо в своем трактате "Кэндо Рон":

"3 У кэндо широкие задачи. Не уповай на мелочную технику.
 
4 Занимайся самоанализом... Не бойся техники [соперника] и, сталкиваясьс более техничным противником, не дай увидеть себя побежденным еще доначала поединка.

5 Очень важно воспитать в себе упорство и развить способность принимать мгновенные решения.
 
6 Меч и ум должны представлять одно целое; одной техники недостаточно, как и одного духа.
 
7 Искренность усилий - это ключ к успеху. Когда мы, действуя противболее сильного противника, хотим направить свои удары по мэн, котэ либодо, в своих действиях мы не должны быть неискренними, напротив, намследует проявить себя с лучшей стороны.

8 Во время поединка мы должны руководствоваться мыслью, что в руках у нас боевой меч. Никогда не ставь синай ниже боевого меча.

9 Обучение посредством кан [интуиции] ведет к познанию истины.

10 Победитель и побежденный определяются еще до поединка; необходимо воспитывать и укреплять внутренний настрой.
 
11 Стойки должны быть естественными... [и] выражать полноту [ки]собственного стиля. Всегда следи за своим стилем, сосредоточиваясь наосновах стойки, сохраняя контроль над синаем, движением и равновесием. "

В трактате "Сюё Сёсэй Рон" он пишет:

"3 Чтобы быть впереди, усердно занимайся. Сакакибара [четырнадцатыйверховный наставник Дзикисинкагэ-рю] вращал тяжелую симбо [трость];Такахаси Дэйсю использовал тэссэй-но яри [железный шест], балансируя нажерди.

7 Кто беспечен в малом, беспечен во всем, и он не в состоянии достичь чего-то большего.

8 Одна сила недостойна внимания, ибо поведет того, кто уповает на нее.

12 Даже достигнув технического мастерства, продолжай упорно заниматься.

13 Желание отступиться можно преодлеть волевым усилием.

18 Неустанные занятия суть клюя к успеху.

20 Важное значение имеет питание... Питайся правильно и умеренно; равным образом воздерживайся от спиртного.

22 Не жертвуй важными профессиональными занятиями ради кэндо, но вмести их в сферу кэндо.

23 Не будь предвзятым... Никогда не принижай и не переоценивай противника. Научись интуитивно чувствовать противника.

25 Жизненные невзгоды существенно важны для самого обучения. Будь скромным в обиходе."

Замечания Дзирокити могут оказать существенную помощь для техсовременных кэндоистов, кто захотел бы поближе с ними познакомиться ивзять на вооружение в своей повседневной жизни.

Мнение о том, что чисто физический род кэндо не будет обладатьнепреходящей ценностью до тех пор, пока не найдет подкрепления вразумной теории, разделяется всеми авторитетами современного кэндо.Классические кэндо и кэндзюцу воплощают свою теорию в ката, "формах"фехтования на мечах, которые выражаются в выполнении комплексовформальных упражнений, и использование ката является основополагающимметодом занятий. Хотя подобное не характерно для современного кэндо,использование ката совершенно необходимо для подготовки продвинутыхкэндоистов.

Японская полиция первой стала разрабатывать стандартные ката длясовременного кэндо. С притоком большого числа опытных мечников вполицию в качестве платных наставников стало очевидным, что многиестили кэндзюцу, представляемые этими людьми, невозможно вместить врамки единой программы обучения. Поэтому в 1886 году из наиболееграмотных полицейских бойцов на мечах была создана техническаякомиссия, которая должна была выработать стандартные ката для нуждполиции.

В 1906 году Бутокукай созвал свою техническую комиссию, чтобывыработать собственные стандартные ката. В состав комиссии вошлимечники самого высокого уровня из Синдо Мунэн-рю, Мусаси-рю,Дзикисинкагэ-рю и Кёсин Мэйти-рю. После длительного изучения комиссия в1912 году обнародовала Дай Ниппон Тэйкоку Кэндо Ката (Ката КэндоВеликой Японской империи). Эти ката состояли из двенадцати техник,девять из которых предназначались для одати (длинного меча), а три -для кодати (короткого меча). Эти ката, ставшие именоваться Нихон КэндоКата (Ката японского кэндо) и поныне являются основой для теории всегосовременного кэндо; они одобрены Дзэн Нихон Кэндо Рэммэй (Всеяпонскойфедерацией Кэндо).

Комментарии:

Оставить комментарий
web developer X3M-Slider