Алфавитный указатель видов боевых искусств

 

Сюрикен

Сюрикен

Слово сюрикен, составленное из иероглифов "сю", "ри" и "кен", буквально переводится как "лезвие скрытое в руке". Существует расхожее неверное представление, что эти иероглифы означают "рука бросающая лезвие", но иероглиф "ри" составлен морфемой (смысловой компонент) "и" как в слове одежда, в смысле покрытия чего-либо, также как и фонема (звуковой составляющей) "ли", вместе представляющих идею "перемены, движения назад, или быть охваченными". Ри также читается в кун йоми как ура, что людям, имеющим отношение к боевым искусствам, знакомо по выражениям типа "ура ваза" в противоположность "омотэ ваза". В комбинации с первым иероглифом, "сю-ри" означает "скрытый в руке, или в ладони". "Кен" означает лезвие, и пишется тем же самым иероглифом как в словах бокен, или синкен, следовательно, получается "лезвие скрытое в руке".

Существуют два основных типа сюрикенов: бо сюрикены, которые являются длинными, тонкими цилиндрическими стержнями, различной формы и толщины, и сякены, которые сделаны из плоских металлических дисков. Сякены далее классифицируются как хира сюрикены, многолучевой, звездообразной формы, и сенбан сюрикены, которые являются прямоугольной или квадратной формы лезвиями, делавшимися из металлических пластин подкладывавшихся под шляпку гвоздя при строительстве традиционных Японских зданий. Существует также 3-ий тип, называемый тепан, который является более крупной версией сенбан, некоторые до 20 см по ширине, делавшиеся также из пластин подкладывавшихся под гвоздь, но можно ли их классифицировать, как сякены вызывает в настоящее время большое сомнение.

Основные техники метания сюрикенов несколько различаются в разных школах, главные образом из-за формы их лезвий и методов использования.

Происхождение.

Самый ранний Японский трактат, Кодзики (около 600 г. н.э.), содержит упоминание о том, как принц Ямато-Такеру бросает цилиндрический овощ в глаз белого оленя, чтобы его убить. Нихон Соки (также около 600 г н.э.) упоминает бросающее камни оружие называемое исихаджики, но возможно это была праща. Другой древний трактат, Мануеси, описывает метание стрел. Осака Гунки (военные записи Осаки) содержат отрывок, в котором говорится: "Тадамаса защитился от противника, тем, что выхватил свой вакидзаси и метнул его, как будто это был сюрикен." Рассказывается, что позже Тадамаса создал первый стиль сюрикен-дзютсу - Танто-гато, получивший свое название от короткого меча.

Ган Рю, или Ганритсу Рю.

Не вызывающее сомнений раннее упоминание о метании лезвий можно обнаружить в документах Ганритсу Рю, школы основанной Матсубаяси Хеньюсай, профессиональным фехтовальщиком состоявшем на службе у 18-ого дайме Матсухиро в Каней, около 1624 года. Эта школа стала основой Катоно, или Изу Рю, созданной самураем из Сендай, по имени Фудзита Хирохидэ Катоно, также известным как Катоно Изу, который был учеником Матсубаяси. Он стал пионером в использовании метательных игл (около 10 см в длину и весивших порядка 20 граммов), некоторые из которых он носил в своих волосах. Иглы зажимались между средним и указательным пальцами и бросались подобно современной стрелке в глаза нападавшего. Рассказывалось, что он мог бросить две иглы одновременно в изображение коня, поражая соответственно каждое из копыт. Весьма возможно, что эта техника была скопирована или привезена из Китая, поскольку она похожа на технику метания китайской стрелки называемой "пию".

Влияние Китая не следует отрицать, поскольку искусство китайского Кунг Фу также имеет долгую традицию метания оружия. Помимо "пию", бывших в употреблении во время династии Сонг (960-1127 гг. н.э.), также существовала техника Ло Хан Ц'ин, техника метания монет ("ц'ин" – монета). Эти монеты затачивались и использовались в качестве метательного оружия с очень ранних времен, и они вполне могли быть предшественниками сенбан сюрикен.

Энмей Рю.

Считается, что известный мастер фехтования Миямото Мусаси также был основателем этой школы, которая использует метание 40 сантиметрового лезвия, по всей видимости, танто, или ножа. Существует история поединка между Мусаси и Сисидо, мастером кусари-гама, серпа и цепи, предназначавшихся специально для того, чтобы противостоять мечу самурая. Как только Сисидо бросил свою цепь, Мусаси метнул кинжал и нанес ему смертельный удар в грудь.

Сираи Рю.

Сираи Рю была основана Сираи Тору Йосиканэ, родившемся в 1783 году в Окаяма. Когда ему было 8 лет он начал изучать фехтование под руководством Ида Симпатсиро из Кидзи-рю, а в 14 лет переехал в Токио и ежедневно обучался у Наканиси в школе меча Итто Рю, и начал преподавание в Окаяма в возрасте 23 лет. В течение девяти лет его известность росла, и он тренировал более 300 учеников, но, тем не менее, продолжал сомневаться в своих способностях. В дальнейшем он неоднократно возвращался в Эдо, чтобы обучаться у своих наставников, пока в конечном итоге не достиг в каком-то роде просветления и не примирился со своей техникой. После этого, он добавил слово Тенсин к названию своей школы, таким образом, ставшей известной как Тенсин Итто Рю. Техника метания лезвия, которую он преподавал, стала известна как Сираи Рю. Согласно Сатоси Сайто Сэнсею, сегодняшнему главе школы Негиси Рю, искусство Сираи Рю было утеряно, и никого занимавшегося им не осталось в живых, и поэтому после тщательного изучения ему пришлось его восстановить. Теперь техники Сираи Рю преподаются Сайто Сэнсеем как часть обучения Негиси Рю.
Сюрикен Сираи Рю - металлический прут от 15cm до 25 см длинной и около 5-6 мм в диаметре. Он заострен с одного конца и закруглен с другого.

Негиси рю.

Негиси Рю была основана Негиси Нобунори Сореи, вассалом Дзосю Аннака в последние годы сегуната Токугава. Негиси стал учеником Кайхо Ханпеи, второго главы школы фехтования Хокусин Итто Рю, после многообещающего показа использования синаи будучи еще ребенком. Он изучал и другие школы фехтования мечом типа Араки Рю и копьем Осима Рю. В конечном счете, он стал главой Кайхо Рю, и позже преподавал в течение нескольких лет. Когда после Реставрации Мейдзи ношение мечей было запрещено, он стал фермером, и скончался в 1904 году.

Основная форма лезвий в Негиси Рю – цилиндрический стержень, имеющий утолщенную головку и хвост, подобно авиационной бомбе (См. рис. 5). Они весят около 50 граммов, и иногда имеют кисточку из волос или хлопка, привязанную к хвосту, чтобы обеспечить прямой полет.

Ношение сюрикенов.

Тактическими преимуществами сюрикена являются его небольшие размеры, возможность скрытого ношения и быстрого выхватывания одной рукой, что позволяет использовать неожиданность в атаке. При постоянных тренировках может быть достигнута большая точность попадания, и это еще больше увеличивает его тактическое преимущество. Если даже на мгновение вывести из строя нападающего, находящегося на расстоянии от 3 до 15 шагов, это может дать драгоценное время, чтобы собраться с мыслями и занять выгодную позицию для отражения нападения.

Чтобы лучше использовать эти преимущества, необходимо понимание того, что то, как сюрикены носятся, может или помогать или препятствовать вашей способности эффективно ответить на нападение. Традиционно, в Сираи и Негиси Рю, в качестве мест для ношения сюрикенов использовалось множество точек вокруг бедер, и каждая позиция имеет некоторые преимущества в сравнении с другими, в зависимости от положения руки, угла по отношению к противнику, и положения лезвия, когда оно приходит в руку.

В практике ниндзютсу, их хира сюрикены носились по 8-10 штук, подобно стопке монет, завернутые в хлопчатобумажную ткань, разложенные или спрятанные в любом количестве кармашков одежды, специально предназначенных для этой цели.

Как уже упоминалось выше, сюрикены также носились как шпильки для волос.
Здесь необходимо заметить, что существуют законы об оружии, которые регламентируют владение и использование сюрикенов, так что если кто-то собирается начать тренировки, купив или сделав их самостоятельно, он должен проверить законы той местности, в которой он живет.

Окраска сюрикэнов.

Всем известно, что ниндзя стремились к полной невидимости в темноте. Поэтому они использовали темные маскировочные костюмы, выкрашивали оружие и ножны в черный цвет. Точно так же свои сюрикэны "невидимки" окрашивали в черный цвет, чтобы при метании ночью предательский отсвет лунного света не выдал его врагу.Для этого перед закалкой раскаленный сюрикэн с усилием протирали куском шелка. Шелк горел, и его пепел намертво прилипал к поверхности железа, в результате чего сюрикэн становился совершенно черным. Такое черное покрытие не только обеспечивало невидимость оружия, но и защищало его от ржавчины.

Яды, убивающие при попадании в кровь.

Именно такими ядами ниндзя смазывали свои "звезды смерти" сюрикэны, наконечники стрел, стрелки фукибари. При попадании в кровь они вызывали почти мгновенный паралич дыхательной системы и сердца, влекший за собой смерть человека. Получали такой яд из сока растения торикабуто (японский борец). Считается, что яд торикабуто изобрели древние жители японских островов айны (эдзо), которые обрабатывали им наконечники своих стрел и с их помощью валили медведей.При отсутствии яда торикабуто жертву можно было отправить на тот свет и с помощью сюрикэна, смазанного конским навозом. В конском навозе содержится множество болезнетворных бактерий, вызывающих заболевание рожей (рожистое воспаление), нередко влекущее смерть больного.Интересно, что с этим ядом, что называется "на своей шкуре", смогли познакомиться американские солдаты во время вьетнамской войны: вьетнамцы так же, как и ниндзя, окунали свои ножи и штыки в лошадиный навоз и кровь.


На заметку: художественное воспитание детей в доу


Теги: Сюрикен,

Комментарии:

Оставить комментарий
web developer X3M-Slider